Школа рисования для детей и взрослых
Обучение для начинающих в санкт-петербурге

Школа рисования для детей и взрослых
Обучение для начинающих в санкт-петербурге

 

Подготовка ребенка к поступлению в художественную школу

Что должны знать и учитывать родители при подготовке ребёнка к поступлению в художественную школу

Подготовка ребенка к поступлению в художественную школу

Что должны знать и учитывать родители при подготовке ребёнка к поступлению в художественную школу
Подготовка ребенка к поступлению в художественную школу
Довольно часто в начале учебного года родители приводят своего ребенка на занятия в изостудию без конкретной цели, просто для общего развития. Если ребенок попадает в благоприятную среду, к ответственным и грамотным педагогам, целенаправленно занимающимся формированием первичных базовых понятий изобразительной грамотности у учеников, очень скоро появляются первые успехи. Особенно прогресс в обучении становится заметным через полгода после начала занятий в изостудии.
Поэтому уже в январе мнение родителей меняется и у них возникает желание продолжить обучение своего ребенка в художественной школе. Встает вопрос о выборе учебного заведения и подготовке к вступительным испытаниям.

Поступление в художественную школу: требования и экзамены

В Санкт–Петербуре много государственных художественных школ и школ искусств, дающих базовое начальное академическое образование. В них принимают детей в возрасте до 10 лет включительно. Обучение бесплатное, зачисление происходит по результатам вступительных экзаменов на конкурсной основе. Заявления подаются в начале мая, а вступительные испытания проводятся в конце этого же месяца по трем предметам: композиции, рисунку и живописи. Кроме того, важное условие: при подаче документов необходимо предоставить портфолио.

Сколько времени необходимо для качественной подготовки ребенка к поступлению

В ходе подготовки к вступительным испытаниям ребенок должен научиться изображать двух- или трехпредметный натюрморт в карандаше или гуашью. Под умением изображать подразумевается способность ребенка самостоятельно решить композиционную задачу, смоделировать форму при помощи цвета и тона.

Если целью посещения изостудии изначально была подготовка к поступлению в художественную школу, то у ребенка есть достаточно большой запас времени с сентября по май. При занятиях два раза в неделю общая нагрузка составит 64 занятия с учетом каникулярных пропусков. В этом случае ребенок может спокойно и качественно, без чрезмерных нагрузок на детский организм и психику подготовиться к вступительным испытаниям.
Если же решение о поступлении в художественную школу принято родителями в январе, то на подготовку к экзаменам остается 18 недель. За вычетом зимних и весенних каникул, а также майских праздников остается 15 недель. Это немного. Но если ребенок дисциплинирован, способен четко выполнять все задания, занимается без пропусков не реже двух раз в неделю, то успешная подготовка за этот период вполне возможна.
До начала экзаменов 30 занятий: 10 занятий на рисунок, 10 – на живопись, 10 – на композицию. Важно отметить, что на шести последних занятиях в мае, непосредственно перед вступительными испытаниями, ребенок отрабатывает экзаменационную ситуацию в реальном времени. Работает с минимальным количеством подсказок от педагога. Самостоятельно, красиво закомпановывает предметы на листе бумаги, предварительно выполнив эскиз. Решает тональный разбор и моделировку формы цветом или тоном, расставляет акценты.

Почему важно уметь самостоятельно составлять и корректировать график подготовки к поступлению


В изостудии по каждому предмету есть либо готовые планировщики, либо помощники для составления личного плана нагрузки. Все планы разрабатываются на основе обратной связи от учеников, посещающих курсы, максимально учитывают их мнение и обстоятельства, возникающие в ходе подготовки. Но учесть абсолютно все невозможно.
Ребенок задействован во многих сферах: школе, кружках, занятиях с репетиторами. К тому же болезни и непредвиденные события также имеют место. Умение самостоятельно планировать деятельность – очень важный навык в условиях постоянно меняющихся обстоятельств. Никто лучше самого человека не знает об изменениях, которые случаются в его жизни или грядут. Никто лучше не сможет оценить состояние дел и скорость продвижения на пути к поставленной цели. Поэтому самый лучший повседневный график подготовки к поступлению может составить только сам человек, при этом нужно быть готовым постоянно его корректировать.

Семь шагов составления индивидуального графика подготовки к вступительным испытаниям

  1. Составьте список художественных школ, в которые планируете поступать. Ознакомьтесь с экзаменационными требованиями в каждом учебном заведении.
  2. Посчитайте, сколько недель осталось от текущего дня до начала экзаменов.
  3. Посмотрите, сколько готовых работ по каждому из вступительных экзаменов должно быть в портфолио. Сложите количество работ по всем предметам и вычтите уже сделанные.
  4. Разделите число из пункта 3 на число из пункта 2. У вас получится текущий рекомендуемый темп работы в неделю.
  5. Сравните с реальным темпом работы, т.е. тем количеством работ, который выполняется на занятиях.
  6. Проведите анализ и расставьте приоритеты. Если не успеваете, подумайте, что можно изменить, какие ресурсы задействовать, чтобы исправить ситуацию.
  7. Периодически, раз в месяц, обновляйте эти показатели и анализируйте их динамику.

В качестве примера можно привести расчет нагрузки для поступающего в художественную школу им. Кустодиева. Начальный уровень – нулевой, время начала занятий – сентябрь. Представлены усредненные показатели.
Для того чтобы уверенно подготовиться к трем творческим экзаменам,
рекомендуется выполнить около 40 законченных работ: 15 по рисунку, 15 работ по живописи и 10 работ — по композиции.
До экзаменов 8 месяцев за исключением каникул (30 недель).
  • 2 месяца (или даже 3, так как простые работы не будут считаться) уйдут на получение базовых знаний по рисунку. Получаем рекомендуемый темп 15/(32-8) или не менее 0.63 работ в неделю.
  • 2 месяца потребуется на получение базовых знаний по живописи и композиции (черновые работы не будут считаться). Рекомендуемый темп 15/24 или примерно 1работа в 2 недели.
  • По композиции - 10/24 или примерно 1 работа в 2 недели.
При снижении времени на подготовку, объём необходимой работы
остается такой же, а значит, количество работ в неделю только
увеличивается.


Как облегчить нагрузку при подготовке к поступлению

Конечно, лучше всего начинать готовиться к вступительным экзаменам как можно раньше начиная с шестилетнего возраста. Если время по какой-то причине упущено, то, возможно, стоит рассматривать варианты школы с более простыми экзаменационными требованиями. В ускоренном темпе можно подготовиться с помощью специалиста – профессионала, но этот вариант подразумевает значительные финансовые траты.

Важно помнить, что в художественную школу принимают детей в возрасте до 10 лет включительно, поэтому совершенно необязательно поступать в неё одновременно с общеобразовательной школой или после первого класса. В начале школьной жизни у ребенка и так огромный стресс, вызванный сменой основной деятельности и адаптацией к новым условиям. А подготовка к поступлению в художественную школу в жестких временных рамках усилит этот стресс многократно. Не нужно форсировать процесс подготовки, если такой режим губителен для здоровья вашего ребенка. Если решение поступать в художественную школу принято, а времени на подготовку недостаточно, можно перенести поступление на следующий год.

Планирование подготовки к поступлению и индивидуальные особенности ребенка

Дети очень различаются по своему характеру, способностям, возможностям нервной системы и уровню развития, особенно эмоционально – волевой сферы и произвольного внимания. Одному ребенку удается собраться, сконцентрироваться на поставленной цели и упорно идти к ней в течение короткого периода времени, а для кого-то это недоступно. В младшем школьном возрасте дети, как правило, посещают несколько кружков. Резкий отказ от них в пользу рисования может быть очень травматичен для ребенка, а все успеть невозможно. Кто - то из детей не может заниматься разными предметами одновременно. Ему необходимо сначала последовательно и глубоко изучить один и только потом переходить к следующему. Часто бывает, что у ребенка один предмет идет очень хорошо, а другой затруднительно. Скорость освоения разная и, соответственно, меняется время, отведенное на изучение каждого предмета. Все эти особенности и нюансы следует учитывать при составлении индивидуальных графиков подготовки.

Всегда лучше продвигаться к своей цели последовательными маленькими шажками, нежели напряженными рывками, чередующимися с продолжительными перерывами.
Мы стараемся помогать ученикам с планированием подготовки к поступлению, учитываем их пожелания и возможности. Но подготовка, как и любой процесс, подвержен влиянию разного рода объективных и субъективных обстоятельств. Ведь даже «настроение», «вдохновение» или женские природные ритмы никто не отменял. Случился ли пропуск запланированных занятий, началось ли опережение графика, в любом случае надо корректировать план. Поэтому есть смысл формировать навык самостоятельного планирования деятельности как можно раньше, не жалеть времени на его совершенствование, тем более что в дальнейшей жизни это всегда пригодится.